Логопед гимназии Коваленко Елена Анатольевна

 
Главная
О гимназии
Учителям
Ученикам
Родителям
События

Наша пресса

Фотоальбом

Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание:

*На успеваемость влияют более 200 факторов, но фактор №1– это чтение. 

*8-10% школьников страдают дислексией , дисграфией.

*Дисграфия и дислексия - это состояния, для определения и коррекции которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда, учителя и родителей

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией и дислексией?

Да, таким детям вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить такого  ребёнка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь логопеда.

 

 

Лексические игры.

Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово:

 Чашка – чашечка, пирог - пирожок ...

Закончи предложение :

 На столе стояли большие, красивые …Стол был накрыт белоснежной …Около стола стояли высокие …Диван был накрыт

Советы логопеда

Почему не каждому дается грамота?

 

Нарушения чтения и письма

С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским  языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами.

Стойкое нарушение чтения называется дислексия, а письма —дисграфия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаки отставания в умственном развитии у него нет.

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, у девочек. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2 классу. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускпют начальные звуки из слов. Часто страдает способность чётко воспринимать на слух и использовать  их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушена возможность различения близких звуков: б-п,  д.-т, к-г, с-з, ш-ж. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку, пересказ, изложение, чтение - все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети младших классов с трудом овладевают письмом, их диктанты содержат множество ошибок. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или написать короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы ( б-д., т-п, ш-щ, а-о ).Они могут не обратить внимание на лишнюю палочку в букве Щ. Пишут такие дети медленно, неровно. Сколько несчастливых Марин, Саш и Серёж уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, у него возникают частые конфликты с учителями, одноклассниками.

Причины дислексии и дисграфии

Мы обладаем тремя видами слуха. Первый слух - физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы… Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни, музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным слухом и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличить один звук от другого.  При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращённая речь воспринимается искажённо. Если у ребёнка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать, если нечётко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он так же не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется ещё и тем, что ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного- двух звуков меняет смысл слова (дочка-точка).

Наряду с речевым(фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Практические советы

Как научить ребёнка думать и говорить.

Что делать по дороге в гости?

Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю поиграть с ребёнком, если конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства.   Итак, вы  вышли из дома и идёте к остановке автобуса.

 1. Лексические и логические упражнения.

а) Беседа
Куда мы идём? ( к остановке автобуса)
Автобус, это какой вид транспорта (наземный, пассажирский).
А что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (машину, троллейбус, трамвай)
А как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)
Какой грузовой транспорт ты знаешь? т д..
Чем отличается автобус от троллейбуса?
Может ли трамвай объехать девочку?
Б) - Мы идём в гости, что такое «гости»?
Кто ты бабушке? (Я бабушкин внук)
А я кто бабушке? (Ты бабушкина дочь)
Кем приходится бабушке дедушка? (дедушка -бабушкин муж)
Что мы подарим бабушке? И т. д..

Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребёнок почувствовал азарт игры.

В) Назвать предмет и сказать на какой звук начинается слово. 
Я вижу машину. Первый звук - “м” и т. д. Или называть слова всё определённого цвета (формы). Кстати ,это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого, расшалившегося ребёнка. Можно продолжить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово -другой определение к нему и т. д..
 

2.Упражнение на развитие воображения, фразовой речи.

Представь, во что будет одета бабушка (дедушка). Кто ещё к ней придёт? Кто где сядет за столом? Что - же приготовит нам бабушка? Сколько тарелок будет стоять на столе? Какая посуда есть у бабушки? Что тебе у неё нравится?

 После гостей

1.   Упражнение на развитие памяти и речи.

Назови людей, которые сидели за столом. Вспомни, какое блюдо подавали вначале праздника, какое затем… Опиши одежду тёти.

2.   Упражнение на воображение:

Что бы ты изменил на празднике?  Какие блюда ты бы хотел приготовить?  Кого мы позовём к себе в гости? Что приготовим?  Какие ты знаешь праздники?  Когда у кого день рождения?  

Желаем успехов!!!

 Наш адрес: 346720, Ростовская область, г. Аксай, ул.Чапаева, 299
Контактный телефон:   (86350) 4-24-04 (приемная)
E-mail: shkola3aksay06@rambler.ru
 
Hosted by uCoz