Дэвид Льюис (1979)
составил для родителей список утверждений, вытекающих из обширного материала
по изучению опыта тысяч семей, где имеются одаренные дети. Эти утверждения
типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития.
1. Я отвечаю на все вопросы
ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это
связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его
занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его
достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и
культурных слоев.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок
ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
17. Я регулярно читаю ребенку.
18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и
путешествий.
23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше
узнать.
27. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
28. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
29. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
30. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
31. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с
ребенком.
32. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения,
33. Я помогаю ребенку быть личностью.
34. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
35. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
36. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не
умею».
37. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
38. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
39. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок,
он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном
результате.
Я
полагаю, родителям полезно познакомиться с этими утверждениями. Если вы
согласны с 20% из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но
если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, вам следует
несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как
себе, так и ребенку. Нужно видеть разницу между стимулированием здорового
развития и парниковым выращиванием. Одаренные дети—прежде всего дети. Я
твердо верю, что родители, учителя и дети стремятся к тому, что кажется им
лучше. А неудачи продиктованы не плохими намерениями, а отсутствием
понимания или опыта.
Чтобы
уменьшить ваши родительские тревоги и помочь вам черпать радость в
воспитании своих одаренных детей, позвольте дать несколько советов.
Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками,
а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.
Во-вторых, вам следует уделить специальное внимание
проблеме развития и воспитания и искать информацию как в литературе, так и в
общении с другими родителями и специалистами.
В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному
наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это
поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и
силы. Кроме того дневниковые записи позволят определить и перегруженность
ребёнка некоторыми видами деятельности, которые не позволяют ребёнку
импровизировать и мечтать.
В четвёртых, развивая ребёнка, принимаёте во
внимание—способности, возможности и индивидуальность.
Способности к острому, живому восприятию, абстрактному
и сложному мышлению, речевой или математической лёгкости или к
художественному творчеству являются одним из параметров одарённости.
Возможности должны включать ранний опыт в той области к
которой тяготеет ребёнок, чтобы обеспечить заинтересованность и активность.
Индивидуальность может способствовать или тормозить развитие способностей и
активности в их проявлении (например флегматики—не слишком контактны и
общительны и дополнительные занятия в кружках и секциях могут вместо
желаемого удовлетворения причинять им одни страдания, в результате чего они
откажутся от проявления и развития своих способностей).
Не менее важным является и процесс двухсторонних
отношений между родителями и детьми. Общение с ребёнком должно затрагивать
все аспекты жизни ребёнка, включая школу, способности и личные проблемы.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. –
М., Прогресс, 1991. |