Из материалов исследовательской работы детского объединения «Радуга» кружка «Прометей» секции «Летопись родного края» МОУ гимназии № 3 по теме: «От учительской семинарии до общеобразовательной гимназии №3».
На берегу Дона раскинулся город Аксай, старый и молодой одновременно. Старый, потому что был основан в семнадцатом веке, а новый, потому что он растет и развивается. Строятся многоэтажные жилые дома, создаются новые предприятия, рождаются новые жители города Аксая, которые всего через несколько лет придут за знаниями в школу. И первое, что они должны узнать, это не только азбука и арифметика, но и история своего города и школы, в которой им предстоит учиться много лет.
В 2008 году наша школа отмечает юбилей: 30 лет назад порог нового здания школы переступили первые ученики.
Первое здание нашей старой школы построено в 1870 году и было предназначено для учительской семинарии, готовившей учителей начальных классов.
В 1917 году, во время революции, здание школы было разрушено.
В 1920 году школа представляла собой одноэтажное здание, было всего 4 класса, занимались в две смены. Не было наглядных пособий, учебников, отсутствовала библиотека. Занимались в плохо освещённом и холодном помещении.
Был один технический работник, который в начале и в конце урока звонил в колокольчик.
В те годы директором школы была М.А. Нефёдова (по воспоминаниям Матвеевой Александры Васильевны).
В то время работали учителя А.В. Матвеева, Г.В. Козлов, Е.М. Колесников, М.К. Радионов, Э.В. Скворча.
Известно, что за бескорыстный труд, за добросовестное отношение в воспитании подрастающего поколения, за общественную работу М.А.Нефёдова была награждена орденом Ленина. В школе она проработала 53 года, в 1963 году ушла на пенсию.
Восстанавливали здание школы уже в 1929 году. Здесь была открыта Аксайская девятилетняя школа им. КИМа (Коммунистический Интернационал Молодежи).
В 30-е годы школа прославилась своей футбольной командой, самой сильной в Аксайском районе.
Наталья Фёдоровна Шапошникова, работавшая в школе с 1935 года, вспоминает: « Время было трудное, учителям приходилось самим делать ремонт. Дети писали на газетах, были часто голодны. Освещали классы керосиновыми лампами. Зарплата учителя была 105 рублей (старыми деньгами)
В те времена работали учителя: П.Ф. Мирошников, С.П. Студеник, М.К. Радионов, Р.Е. Обренский».
В 1936 году школу переименовали в Фабрично-заводскую. Она была семилеткой.
В те годы был распространён бригадный способ обучения: класс разбивался на бригады и за всю бригаду отвечал один ученик. Но так не все были сознательными, то вскоре этот способ отменили из-за пониженной успеваемости.
В 30-е годы школа оказывала помощь в борьбе с кулаками. На поле ставили вышки, где по очереди дежурили пионеры. Один раз задержали «стригуна», который срезал колосья, его отвели в местный орган власти.
Ольга Романовна Винникова пришла работать в школу в 1941 году. Несмотря на то, что не было учебников, карандашей, тетрадей, света, но занятия продолжались и в годы Великой Отечественной войны. Дети хотели учиться и учились, не взирая на трудности.
Во время войны здание школы было вновь разрушено.
В феврале 1942 года станица Аксайская была освобождена от оккупантов. Разорённую школу сразу начали восстанавливать силами колхоза, учителей и учеников.
Была открыта начальная школа, её заведующей была Зинаида Николаевна Носкова.
В 1947 завучем начальной школы была Таисия Петровна Емельянова.
Послевоенное время было трудное, школа представляла собой тесное здание без полов, окна забиты досками, лишь вверху оставался небольшой просвет.
На первом этаже располагалась воинская часть.
Новогоднюю ёлку устраивали в пионерской комнате, подарки для детей в основном делали сами: пекли пышки. Конфеты в то время были роскошью.
В 1950 году начальную школу преобразовали в семилетнюю. Директором назначили Надежду Петровну Чёрную.
Школа находилась в старом здании, где было только 6 классных комнат.
Работали художественные кружки, где пропагандировали творчество художников-классиков. Читали лекции, ездили в музей.
1 августа 1950 года Людмила Васильевна Брижан пришла в школу работать старшей пионервожатой.
В послевоенные годы пионеры проводили большую тимуровскую работу: помогали ветеранам, вели переписку с Н.Д. Гулаевым, часто ходили к его матери, оказывали помощь. На старом кладбище были две большие братские могилы, за ними ухаживали пионеры.
Много приложили труда для того, чтобы дали хоть какую-нибудь пионерскую комнату. Выделили небольшое помещение, постелили полы, побелили стены (позже там была котельная). Один раз в неделю проводились пионерские сборы, каждую перемену на улице проводили игры. Сбор дружины проходил в Мухином саду.
Ребята вели переписку с пионерами других стран.
Приблизительно с 1.09.52 по 1.01.58, школа была Аксайской семилетней школой №1.
С 1961 года школа стала восьмилетней.
В шестидесятые годы школа была переполнена, так как в ней обучалось 527 учеников.
В 1965 году директором школы был Михаил Илларионович Иванча, который добился разрешения пристроить новый трёхэтажный корпус к существующей постройке, где бы был большой спортивный зал, просторные классы. В новой постройке намечалось учиться ещё 573 ученикам.
По воспоминаниям Галины Ивановны Сосовой, бывшего библиотекаря школы, 22 апреля 1967 года, на день рождения В.И. Ленина, пионеры посадили аллею дружбы по ул. Чапаева.
С сентября 1970 года в школе пионервожатой работала Ольга Терентьевна Форзун.
Дружина состояла из 17 пионерских отрядов и 3-х комсомольских групп.
Ольга Терентьевна вспоминает: особенно ей запомнилось 19 мая 1972г, 50-летие со Дня рождения пионерской организации: «Общешкольный сбор, костёр в Мухином саду – всё было очень торжественно. В этот день наша дружина была признана лучшей в районе, а к нашему знамени была прикреплена лента «Правофланговая дружина».
В школе работают учителя - старейшины: Любовь Евстафьевна Бондаренко (учитель математики), Ольга Ивановна Янакиева (учитель музыки), Мария Степановна Тёплая и Зинаида Борисовна Демьяненко (учителя начальных классов), Ольга Терентьевна Форзун (учитель физики, завуч по учебной части), Людмила Ивановна Сафронова (учитель математики). Они – очевидцы перехода школы из старого здания в новое.
Мы попросили их поделиться своими воспоминаниями.
Любовь Евстафьевна Бондаренко
(учитель математики):
«В 1967 году, в августе, я переступила порог нашей школы. Здесь меня встретили радушно. Школа была восьмилетней, директор - Михаил Илларионович Иванча.
В 1973 году школу реорганизовали в среднюю.
С нежностью вспоминаю о пионерских кострах, спортивных соревнованиях и играх, в которых принимали участие все мои ученики!
Я с детства мечтала быть учительницей и сделала все для того, чтобы моя мечта осуществилась.
Трудностей в моей работе не было, зато запомнился случай, когда на уроке заснул ученик! Это было нетипично, поскольку уроки насыщены, ученики всегда принимают активное участие в разборе материала».
Ольга Ивановна Янакиева
(учитель пения).
Ольга Ивановна рассказывает:
«В 1963 году я закончила Вологодское музыкальное педагогическое училище.
С августа 1967 переехала в город Аксай и устроилась работать учителем пения в восьмилетнюю школу №3, её директором в то время был Михаил Илларионович Иванча.
Конечно, были трудности, не хватало кабинетов, приходилось ходить с инструментом по классам. Дисциплина на уроках была замечательная, дети активны. Педагогический коллектив - квалифицированный.
Я была классным руководителем четвертого класса, вела учительский хор. Мы участвовали в смотре художественной самодеятельности и занимали призовые места.
Кабинет музыки появился только в 1979 году, когда перешли заниматься в новую школу.
В данном педагогическом коллективе я работаю 45 лет. Очень хорошо, что наша школа летом этого года стала гимназией, это придает ещё больше оптимизма для работы учителей и учеников!»
Людмила Ивановна Сафронова
(учитель математики).
В 15 лет поступила в Азовское педагогическое училище, затем заочно - в институт на факультет физики, работала в школе хутора Ковалевский учителем начальных классов, затем 2-3 года учителем физики.
С 1975 года живёт в Аксае и работает в школе №3 учителем математики. За это время выпустила пять выпусков (1978, 1987, 1994, 2002, 2006). Работу свою любит, с детьми всегда находит общий язык, на уроках - взаимопонимание.
«Так приятно когда даже слабенькие ученики, разбирая новую тему, смотрят на тебя понимающе. Нет ничего прекраснее общения с детьми».
В этом году исполнилось 40 лет, как Людмила Ивановна работает в школе».
Мария Степановна Тёплая
(учитель начальных классов):
«Родилась я во время войны, в 1941 году, в станице Старочеркасской. В школе училась отлично и мечтала стать учителем. Пришла работать в старое здание школы №3 в 1961 году (ныне ДРЦОД), трёхэтажной пристройки ещё не было. Была учителем начальных классов и учителем музыки, не имея музыкального образования, вела танцевальный кружок.
Наша хореографическая постановка «Топотушки» заняла первое место в Аксайском районе. В танце участвовало 7 девочек и 1 мальчик. Хорошо помню своих учеников, особенно их почерк. У нас была традиция: в классах последние парты были партами ленивых, и туда никто не хотел попадать, потому что это было позорно.
О событиях в старой и новой школе №3 нам рассказали первые выпускники новой школы, ученики 10 класса 1979 года.
Наталья Ивановна Самохлебова (Собянина), зам директора по воспитательной работе, и Валентина Михайловна Иванова (Хорольцева), учитель начальных классов.
Наталья Ивановна вспоминает:
«Школа № 3 располагалась по улице Чапаева, № 123 (по старому исчислению номеров). Большой двор был засажен плодовыми деревьями, при входе располагалась скульптура пионеров - девочки и мальчика.
Здание школы делилось на старую и новую постройки. Старое здание было двухэтажное, а новое - трёхэтажное.
На первом этаже старой постройки располагались 2 класса начальной школы, класс немецкого языка и ….. и маленькая комната, где сидели вахтёры, технички и сторожа. А на втором этаже - кабинеты английского языка, начальной школы и классы среднего и старшего звена. Здесь же была и учительская.
В новом здании, на первом этаже - «поилка», где находились раковины и фонтанчики с водой, пионерская и ленинская комнаты, буфет, кабинет химии, кабинет трудов для девочек и мастерская для мальчиков. На втором этаже кабинеты начальной военной подготовки, биологии и спортивный зал. На третьем - кабинет физики и три класса среднего и старшего звена.
Ученики в основном занимались в своих классах и расходились по кабинетам, если для проведения уроков требовалось специальное оборудование.
В 1969 году мы пошли в 1 класс, набрано их было четыре параллели. Учитель 1А класса – Нижегородцева Галина Алексеевна, 1Б – Шершень Анна Васильевна, 1В – Коробейникова Анна Алексеевна и 1Г – Брижан Людмила Васильевна.
1 сентября, по традиции, на торжественной линейке присутствовали все классы, родители и учителя.
Директор школы Иванча Михаил Илларионович и завуч Степанова Тамара Константиновна поздравили всех с новым учебным годом и пожелали успехов в учёбе. Прозвенел школьный колокольчик, и учителя завели нас в классные комнаты, где мы сели за парты на свой первый урок (тогда первое сентября было учебным днём).
Все ученики были одеты в формы коричневого цвета, у девочек - белые манжеты на рукавах и белоснежные воротнички, белые фартуки. Их носили в торжественных случаях, а в учебные дни все девочки ходили в чёрных фартуках. Мальчики носили строгие костюмы. У большинства школьниц - косы с вплетёнными бантами.
В классах стояли парты, окрашенные в зелёные и синие цвета. Они были рассчитаны на рост ученика, в углублении верхней части парты находилась чернильница, снизу - подставка для ног.
Первые дни всегда тяжело, а особенно если ты первоклассник. В расписании стояли предметы: письмо, чтение, арифметика. Очень большое внимание уделялось отработке почерка. Сначала мы учились писать карандашами, а потом - ручками с перьями. В тетради ставились отметки за чистописание.
К празднику седьмого ноября – Дню Великой октябрьской революции - лучших первоклассников принимали в октябрята. Все стремились быть первыми и в учёбе и поведении. На торжественное мероприятие приглашались и родители, ведь приём в октябрята был праздником всей семьи.
Торжественная линейка проходила в большом спортивном зале. Классы выстраивались в колонны, а лучших приглашали на середину зала, зачитывались правила октябрят: «Октябрята – дружные ребята», «Только тех, кто любит труд – октябрятами зовут», … и прикрепляли с левой стороны груди октябрятскую звёздочку с оттиском маленького кучерявого мальчика Владимира Ульянова. Его биографию мы знали на зубок и хотели быть похожими на него.
Как это было торжественно и почётно носить на груди октябрятский значок!
А дома обязательно по этому случаю устраивался маленький праздник.
К концу года практически все ребята были октябрятам. Класс делился на «Звёздочки», в каждой было по пять человек, что символизировало красную пятиконечную звезду. Каждый имел поручение: «Командир», «Санитар», ответственный за труд, ответственный за дисциплину, … . И все следили, чтобы это поручение выполнялось добросовестно.
Каждая звёздочка участвовала в соревновании.
В третьем классе, 22 апреля, на день рождения Ленина, нас принимали в пионеры.
На торжественной линейке самых достойных выстраивали в одну линию, на правой руке лежал наглаженный красный галстук, символ нашего красного знамени. И мы давали торжественное обещание: «Жить, бороться и учиться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия. Всегда выполнять законы пионеров….». Родители также очень серьёзно относились к этому событию, поздравляли своих детей и напутствовали словами «Будь достойным пионером».
Пионерская комната находилась на 1 этаже, она была маленькая, в ней хранились пионерский флаг, барабаны, горны и знамя нашей дружины, которая носила имя Гули Королёвой, героя Великой Отечественной войны.
Старшей вожатой у нас была Ольга Пенкина. Она была примером для нас. Инициативная, ответственная, жизнерадостная девушка. Любимый наш праздник был 19 мая – День рождения пионерской организации. Мы отрядами выстраивались возле школы и организованно шли в Мухину балку, где разжигали пионерский костер, отчитывались о проделанной работе, а отличившиеся получали награды. Мы очень этим гордились.
Каждый пионерский отряд имел горн, барабан и флажок и боролся за право носить имя героя Гражданской или Великой отечественной войны.
Ежемесячно в отрядах проходил пионерский сбор, на котором подводились итоги и ставились новые задачи.
Патриотическое воспитание стояло на первом месте. Всё было построено так, чтобы до каждого ученика доходила та идеология, которую пропагандировало общество.
Тимуровская работа была одной из основных. Прилегающая к школе территория была поделена по количеству отрядов. У каждого на участке жили ветераны и ребята оказывали им посильную помощь. На домах или воротах ветеранов крепили красные звёзды. Все люди знали, что здесь живёт участник войны и с уважением относились к нему.
Пионеры занимались подшефной работой: за каждым пионерским отрядом был закреплён младший класс: 5-1, 6-2, 7-3, 8-4, 9-5, 10-6 классы, чаще всего это были классы, ученики которых учились у этого учителя в начальной школе, существовала преемственность.
Весной и осенью был организован сбор макулатуры и металлолома у населения.
19 мая, в День рождения пионерской организации, в Мухином саду готовился пионерский костёр. Все отряды выстраивались вокруг костра.
Праздник открывался гимном пионерской организации:
«Взвейтесь кострами синие ночи,
Мы пионеры, дети рабочих.
Близится эра светлых годов
Клич пионера всегда «Будь готов!»
Председатели отрядов отчитывались о проделанной работе, а потом был праздничный концерт, который готовили сами ребята. Звучали стихи, песни.
Взрослея, мировоззрение детей укреплялось, и уже в 8 классе нас принимали в комсомол. Каждый, кто писал заявление, должен был выучить устав Комсомола, знать основные задачи и быть политически грамотным человеком.
Приём в комсомол проходил в три этапа: сначала кандидатура рассматривалась на заседании классной комсомольской ячейки, рекомендацию давал комсорг класса, затем на заседании школьной комсомольской организации и только потом в районном комитете комсомола. Пионерский галстук сменял значок: «Красное знамя с портретами Ленина, Карла Маркса и Фридриха Энгельса», а на руки выдавался комсомольский билет. Ежемесячно нужно было сдавать комсомольские взносы по 2 копейки, на нужды организации.
В 7-8 классах нас принимали в комсомол, 1- этап: заседание в школе, где нам комсорги старших классов во главе с Владимиром Кипайкиным задавали вопросы о нашей жизненной позиции, спрашивали законы устава ВЛКСМ. 2-этап: приём в городском Райкоме (ныне городская администрация), первым секретарём Райкома был Владимир Давыдов.
Председателем Совета дружины была Марина Аксайскова, она руководила пионерами.
Жили очень активно, учились в две смены и в школе пропадали с утра до вечера.
Директором школы стал Владимир Александрович Савостин, завучем осталась Тамара Константиновна Степанова, которая для нас была авторитетом и грозой школы.
В 9-м классе один раз в месяц старшеклассники готовили тематический вечер. Сначала все шли в кабинет химии, который находился на первом этаже и говорили о каком-нибудь писателе, праздничном событии, а потом были танцы. Интересно проходила наша школьная жизнь, организатором по внеклассной работе была Валентина Николаевна Юносова. Для нас она была старшим товарищем: учила нас коллективной жизни, быть ответственными и неравнодушными к чужой беде.
В 9 классе классным руководителем была Людмила Андреевна Балабанова, учитель с большой буквы. Нас было 40 человек. В 10 классе нас разделили на 2-ве группы, но кл. руководитель остался тот же. Людмила Андреевна часто водила нас в походы, проводила интересные классные часы.
Мы все любили нашу старую школу, небольшое здание с большими светлыми классами и старыми партами, за которыми было удобно сидеть. Излюбленное место всех школьников был буфет, где можно было покушать вкусные коржики в форме рыбки, пирожки, кексы и чай.
Каждый класс занимался в одном кабинете, а учителя приходили к ним на урок, неся с собой глобус, карту. Отдельные кабинеты - кабинеты физики, химии, биологии, НВП и трудов, гордость школы - большой спортивный зал
Да, старая школа…, мы, её ученики, немного сожалеем, что ушли из неё, но все-таки очень хотелось поучиться в новой школе, узнать, что такое кабинетная система, просторные светлые коридоры, актовый зал, которого так не хватало нам в старом здании школы».
Валентина Михайловна Иванова
О своих школьных годах она рассказывает:
«В 10 классе, в январе 1979года, мы вселились в новую школу.
Мы (старшеклассники) помогали учителям перевозить вещи из старого здания. Новая школа была большая, светлая, некоторые кабинеты вначале пустовали, в рекреациях стояла пока не востребованная школьная мебель. Мы восхищались кабинетами физики и химии, где столы были специально оборудованы. Ещё нас потрясли: большой и светлый актовый зал, и просторная столовая, в которой кормили горячими обедами.
Первый день занятий, 11 января, остался в памяти каждого ученика: просторные кабинеты, новые столы, совсем не похожие на наши старые парты, разнообразный инвентарь.
Тогда все учились в одну смену. Занятия начинались в 8ч. 30мин., большая перемена длилась 30 минут. Мы выходили в школьный двор и играли в волейбол. На переменах дежурил комсомольский патруль, который следил за дисциплиной и порядком, выявлял прогульщиков. Техничек не было, школу убирал дежурный класс, и каждую неделю передавали дежурство друг другу.
Мы, выпускники 1979 года, были первыми, кому посчастливилось, пусть даже всего полгода, учиться в новом здании. Наш класс был один, но в нём было 40 человек. Людмила Андреевна Балабанова, классный руководитель, сплотила нас навсегда.
Мы давно окончили школу, но продолжаем встречаться и вспоминать то счастливое время, когда мы были учениками Аксайской средней школы №3».